Судебная автотехническая экспертиза

Судебные экспертизы

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала. Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных знаний в САТЭ выделяются следующие виды:

Судебная автотехническая экспертиза
Судебная автотехническая экспертиза
  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
  • судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Объекты судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места наезда (столкновения) в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации согласно Правилам дорожного движения (ПДД);
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями ПДД они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД, для предотвращения происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность обнаружить возникновение опасности для движения);
  • определение причинной связи между несоответствиями действий водителя ТС требованиям ПДД и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т. п.).

Отдельные задачи экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП.

Объекты судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства, трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т. д. (не являются объектами исследования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта).

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

В рамках судебной экспертизы технического состояния ТС решаются следующие задачи:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех-ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные задачи экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой и/или трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения, наезда, опрокидывания.

Объекты судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  • определение механизма столкновения ТС, опрокидывания, наезда на неподвижное препятствие;
  • установление характера и траекторий движения ТС до и после ДТП;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление угла столкновения ТС;
  • установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  • установление расположения места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС;
  • установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах, при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  • установление механизма наезда на пешехода;
  • определение места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  • установление взаиморасположения человека и частей ТС в момент первичного контакта;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для ее сопоставления с показаниями свидетелей.

Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Объекты судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  • установление основных квалификационных характеристик дороги (особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации);
  • установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  • определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  • установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  • определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  • установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  • определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и произошедшим ДТП.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности. В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

  1. По всем делам, связанным с расследованием ДТП.
    1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.
    1.2. Дорожные условия: тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.; установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.); дата и время суток ДТП; месторасположение ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.); дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;
    1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка; при пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать, какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.
    1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.
    1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).
    1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).
    1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.).
    1.8. Техническое состояние ТС до ДТП.
    1.9. Марка, модель ТС.
    1.10. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).
    1.11. Степень загруженности ТС (вес груза и/или количество пассажиров); в случае если груз негабаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.
    1.12. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).
  2. Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов). 2.1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда. 2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС – в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение; то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении; в случае движения в перпендикулярном направлении указать, «слева направо» или «справа налево». 2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда; если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался – время остановки; для велосипедиста, в случае если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение. 2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде. 2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял – координаты места наезда относительно следов торможения либо на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда. 2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать: интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность; скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии; вид и модель ТС, ограничивающего обзорность; направление движения ТС, ограничивающего обзорность; при одинаковых скоростях ТС и попутном движении – дистанцию; при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении – расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность; для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда. 2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальности видимости дороги и препятствия – обе величины определяются экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях, наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП).
  3. Дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС. На перекрестках.
    3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.
    3.1.2. Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).
    3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.
    3.1.4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.
    3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.
    3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.
    3.1.7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.
    3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение.
    3.2. Дорога вне населенных пунктов.
    3.2.1. Попутное или встречное столкновение.
    3.2.2. Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения до остановки.
    3.2.3. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.
    3.2.4. Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.
    3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.
    3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.
    3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.
    3.2.8. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.
    3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.
    3.2.10. При столкновении в темное время суток – расстояния видимости дороги и препятствия.
  4. Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС.
    4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).
    4.2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.
  1. Предоставляемые эксперту сведения могут быть неполными по причине: повреждения или полного уничтожения значительной части объекта в ходе пожара; взаимного перемещения…

  2. Предметом судебной экспертизы маркировочных обозначений является установление тождества представленного на исследование объекта (автомобиля, пистолета и т. п.) изделию, изготовленному на…

  3. В отличие от традиционных криминалистических экспертиз, при проведении которых также применяются специальные лингвистические знания, задачи судебной лингвистической экспертизы определяются большей…

  4. Для проведения экспертного исследования программного обеспечения предназначен такой вид экспертизы как программно-компьютерная. Ее видовым предметом являются закономерности разработки (создания) и…

  5. Наличие следов перечисленных выше воздействий (в основном разрушительного избыточного давления и осколочного воздействия в сочетании с очень кратковременным протеканием разрушительных…

  6. ВВ дифференцируются по составу (индивидуальные, смесевые); по физическому состоянию (твердые и жидкие); консистенции (порошкообразные, твердомонолитные, гранулированные и чешуированные, пластичные, эластичные,…

  7. Конечная цель исследования ботанических объектов – определение связи элементов вещной обстановки события растительного происхождения с самим событием, идентификация их, установление…

  8. Судебная автороведческая экспертиза – традиционный род криминалистических экспертиз, предметом которого являются фактические данные, установление которых осуществляется экспертом на основе изучения…

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных.

Судебная автотехническая экспертиза

  • Пожарно-техническая экспертиза

    ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СУДЕБНАЯ (СПТЭ) – исследование поврежденного пожаром объекта с целью установления очага пожара и причин (технических и организационно-технических) его возникновения и распространения и дачи заключения эксперта по результатам этого исследования для использования его в судопроизводстве. СПТЭ представляет собой самостоятельный род судебной экспертизы, относящийся к классу инженерно-технических экспертиз. Предмет СПТЭ – фактические обстоятельства, обусловившие возникновение,…

    Читать далее

  • Экспертиза оружия и следов выстрела

    Предметом судебно-баллистической экспертизы являются фактические данные, устанавливаемые при исследовании огнестрельного оружия, патронов и следов их действия, которые свидетельствуют о наличии (отсутствии) обстоятельств, относящихся к предмету доказывания по конкретному уголовному делу. Предмет и объекты экспертизы Судебно-баллистическая экспертиза назначается при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, связанных с применением, незаконным изготовлением, ношением, хранением, сбытом огнестрельного оружия, огнестрельных…

    Читать далее

  • Экспертиза маркировочных обозначений

    В последнее время все большее число изделий массового изготовления подвергаются маркировке –– нанесению цифровых и буквенных обозначений (номеров), штрих-кодов, индивидуализирующих изделие. Особенно это стало актуальным в связи с выпуском контрафактной продукции и массовым хищением автотранспортных средств. Кроме нанесения индивидуализирующего номера, в ряде случаев на изделие наносится товарный знак государства, региона, завода-изготовителя и т. п. Номер…

    Читать далее

  • Судебная лингвистическая экспертиза

    Судебная лингвистическая экспертиза – самостоятельный род судебных экспертиз, предметом которого являются факты (обстоятельства), имеющие значение для уголовного, гражданского дела, дела об административном правонарушении и устанавливаемые на основе исследования продуктов речевой деятельности. Судебная лингвистическая экспертиза является относительно молодым родом судебной экспертизы, появившимся в 90-х годах прошлого века в связи с расширением спектра задач, решаемых экспертами-лингвистами. В…

    Читать далее

  • Компьютерно-техническая экспертиза

    Судебная компьютерно-техническая экспертиза (СКТЭ) – самостоятельный род судебных экспертиз, относящийся к классу инженерно-технических экспертиз, проводимый в целях: определения статуса объекта как компьютерного средства, выявления и изучения его роли в расследуемом преступлении, а также получения доступа к информации на электронных носителях  с последующим всесторонним ее исследованием. Предмет, объекты и задачи экспертизы Родовой предмет – факты (обстоятельства),…

    Читать далее

  • КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВИДЕО- И ЗВУКОЗАПИСЕЙ

    В современной следственной и судебной практике часто встречаются ситуации, в которых возникает необходимость в производстве криминалистической экспертизы видео- и звукозаписей. Особенно часто подобные ситуации возникают в процессе расследования уголовных дел, связанных с терроризмом, вымогательством, шантажом, коррупцией, угрозой жизни и здоровью граждан. Предметом экспертизы видео- и звукозаписей является установление фактических данных, связанных с обстоятельствами дела, подлежащими…

    Читать далее

  • Взрывотехнологическая экспертиза

    ВЗРЫВОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СУДЕБНАЯ (СВТЭ) – исследование разрушенного или поврежденного взрывом объекта с целью установления природы и мощности взрыва, места и причины выделения энергии взрыва, установления причастных к выделению энергии веществ и материалов, технических устройств и технологических процессов, а также способствовавших взрыву обстоятельств и дачи заключения эксперта по результатам этого исследования для использования последнего в судопроизводстве.…

    Читать далее

  • Взрывотехническая экспертиза

    Судебная взрывотехническая экспертиза назначается при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, связанных с незаконным применением, приобретением, сбытом, хранением, изготовлением, хищением боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Предмет и объекты экспертизы Предметом судебной взрывотехнической экспертизы являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных знаний в области взрывного дела, боеприпасов и взрывчатых веществ при исследовании изделий, содержащих взрывчатые…

    Читать далее

  • Биологическая экспертиза

    Исследование объектов растительного происхождения Предмет и задачи экспертизы Предметом судебно-ботанической экспертизы являются факты, устанавливаемые на основе специальных ботанических и криминалистических познаний и исследований, относящиеся к предмету доказывания по уголовным и другим делам. Многообразие растительного мира, окружающего человека в его повседневной деятельности, определяет частоту встречаемости ботанических объектов в качестве вещественных доказательств. Такие преступления, как убийства, изнасилования,…

    Читать далее

  • Судебная автотовароведческая экспертиза

    Судебная экспертиза транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта (экспертная специальность 13.4, согласно Приказу Минюста России от 27.12.2012 года № 237) в настоящее время является подвидом судебной автотехнической экспертизы. Данный вид экспертизы исследует поврежденные в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или при иных обстоятельствах транспортные средства (ТС) с целью определения стоимости восстановительного…

    Читать далее

  • Судебная автотехническая экспертиза

    Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала. Автотехническая экспертиза как…

    Читать далее

  • Судебная автороведческая экспертиза

    Судебная автороведческая экспертиза – традиционный род криминалистических экспертиз, предметом которого являются фактические данные, установление которых осуществляется экспертом на основе изучения письменных документов с использованием специальных знаний в области судебного автороведения. Объект судебно-автороведческой экспертизы – письменная речь автора документа, зафиксированная на материальном носителе. Если сформулировать в общем виде, то непосредственными объектами автороведческого исследования являются имеющие (или…

    Читать далее


Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Судебная автотехническая экспертиза
  1. сергей автор

    Судебная автороведческая экспертиза – традиционный род криминалистических экспертиз, предметом которого являются фактические данные, установление которых осуществляется экспертом на основе изучения письменных документов с использованием специальных знаний в области судебного автороведения. Объект судебно-автороведческой экспертизы – письменная речь автора документа, зафиксированная на материальном носителе. Если сформулировать в общем виде, то непосредственными объектами автороведческого исследования являются имеющие (или […]